mmnt (mmnt) wrote,
mmnt
mmnt

Categories:

Родни Коллин

Родни Коллин - ученик Успенского, бывший с учителем до самого конца - и уверенный, что конца не было, а случилось истинное Преображение. Незадолго до смерти Успенский провозгласил отказ от своей Системы и велел ученикам "начать все заново". Коллин последовал этой рекомендации самым непосредственным образом: написал несколько книг, трактующих основы Системы весьма своеобразно, а местами так и крышесносно.


...Всех входящих в школу извне можно считать «зелеными»; тот же, кто честно подставляет себя влиянию школы, через некоторое количество лет приближается к состоянию, когда сущность и старая личность расшатываются, и достаточно сравнительно легкого удара, чтобы их разделить. Это расшатывание личности и сущности является одной из главных целей школьной дисциплины. Для получения одного и того же результата учитель, в зависимости от своей природы, использует самые разные методы – от резких выговоров до примера полного смирения.
Если такой результат достигается в ученике школьным влиянием, то его собственная внутренняя работа – это работа самоочищения. Это означает, что он стремится устранить из своего организма все, что не хочет оставить навсегда. Сюда войдут все дисгармоничные физические состояния и телесные болезни; вредные эмоции и неуправляемые отождествления и желания; злобные, трусливые и эгоцентричные мысли. Физическое очищение не является абсолютно насущным, но если оно игнорируется, страдание ученика на поздней стадии намного возрастает, и его воля должна будет выдержать чудовищное напряжение, чтобы преодолеть физическую инерцию и боль. Одним из следствий физического очищения является устранение ненужного страдания.
Все это составляет приготовление к той стадии, когда настанет время старой личности умереть или быть убитой. Эта смерть зависит от многих вещей и приходит разными путями. Она может быть деянием учителя – либо постепенным, либо посредством одного страшного удара. Возможно, она будет вызвана неким сокрушительным давлением из жизни, которое этот ученик добровольно принял на себя или вызвал. Лишения или жертвы, растянувшиеся на многие подготовительные годы, способны превратить личность в бессильный призрак. Боль, тюрьма, голод, физические муки, отверженность и разорение – проглоченные безо всякого сопротивления – разрушают ее с равным успехом. Как в аналогии с орехом: если сушка завершена, любой удар способен расколоть скорлупу, которая отпадет сама собой.
То, что остается, не имеет ни положения, ни денег, ни семьи, ни знакомых, ни честолюбия, ни способности действовать для себя. Многое из этого может вернуться к ученику позже, другими путями. Но в этот момент – в школе, в тюрьме, на поле боя – он находит себя абсолютно без всего и без какого бы то ни было прошлого. Как если бы он совершенно голым вдруг оказался на пустынном острове, где он никогда прежде не был. На короткое время он становится подобен новорожденному дитяти.
Совершенно отдельно от смерти старой личности (хотя может иметь место в то же самое время) в человеке происходит зачатие сознательной души. Этот процесс кажется аналогичным зачатию физического тела. Сущность ученика выступает как бы в женской роли, и в нее должно быть посеяно семя из источника сознания.
Возможно, эти два процесса – умерщвление старой личности и выращивание души – станут понятнее из аналогии с прививкой черенка культурного фруктового дерева к стволу дикого. Сначала все ветки дикого дерева, вплоть до самой земли, обрезаются, нетронутыми остаются лишь корни и ствол. Затем на стволе делается один или два надреза, и в них вставляются черенки культурного дерева. Скоро сок начинает течь из дикого корня в черенок, и со временем вырастает новое дерево, приносящее новые плоды, но питается оно силой и корнями старого дерева....
Может быть, этот ученик чувствует в себе непреодолимое побуждение идти из дома в условия особой трудности, без пищи или питья. Может быть, он испытал какой-то огромный экстаз или озарение, и что-то говорит ему, что он не должен надеяться получить то, за что не заплатил. Или, может быть, человека, даже не знающего, что он ученик, но дошедшего до этой же стадии другим путем, вдруг сражает мучительная болезнь, для перенесения которой ему требуется собрать все свои силы.
Одинокий в своем отшельничестве, один на один со своей мукой, он существует за счет собственных ресурсов. Ему могут быть даны наставления – учителем, если он имеет такового, или вдохновением, если не имеет. Но способ, которым он их выполняет, методы, которые он использует, и выводы, к которым приходит, – все это идет из его собственной сущности.
Теперь он должен – со всей силой, на какую способен, – перевести в практику все, что изучил. Вообще, боль и повторение являются закрепляющими факторами, и все упражнения и опыты, которые имеются здесь в виду, используют либо один, либо другой, либо оба этих фактора для закрепления души и установления в ней некоторых общих отношений, убеждений и принципов. Неважно, возникает эта боль в руке, удерживаемой факиром над головой; от пренебрежения путешественником жарой и холодом; от раны раненого или болезни больного. Повторение одинаково содержится и в бесконечном воспроизведении молитвы русским странником, и в бесконечном терпении заключенным своего режима. Что важно – это отношение, которое сопровождает боль и повторение, ибо эти опыты на самом деле способны навсегда закрепить в человеке некое отношение к Богу, к своим собратьям, к собственному долгу. И если они проводятся достаточно напряженно, то эти отношения останутся с ним на всю оставшуюся жизнь.
Именно в это время становятся видны результаты подготовки и очищения. Ибо закреплены будут не только общие отношения, вызванные в человеке ситуацией и его страданием, но также любые случайные мысли, желания, сожаления, страхи и амбиции, все еще оставшиеся от его личности. Например, предвкушение того, чем он займется, когда вернется, освободится или выздоровеет, установится в нем как постоянная склонность. Поэтому, если во время закрепляющего опыта он обнаруживает в себе наряду с пониманием, которое хочет закрепить, возникающие в нем сожаления, желания или воображения, он должен серьезно рассмотреть, действительно ли он хочет жить с такими мыслями или чувствами всю оставшуюся жизнь. Эта идея даст ему силы сконцентрировать свой ум.
В это же время становится понятной и ценность физического очищения. Если им пренебрегали, воздержание и закрепление способны вызывать страдания. Верно и то, что если ученик достаточно силен, преодоление этого страдания даст ему огромную эмоциональную энергию. С другой стороны, это может вызвать слишком большое помрачение ума и оставить в нем определенные страхи, отделаться от которых он будет уже не в состоянии. Но если физическое очищение было проведено заранее, то этот период закрепления не обязательно окажется слишком трудным. Испытание будет не таким тяжелым, как предполагалось. В любом случае, не будет ничего за пределами того, что он способен вынести. Вместе с тем, люди совершенно правы в своем естественном отвращении к боли и лишениям, которые являются причиной кристаллизации, и в своих усилиях избегать их, ибо – кто уже готов закрепить навечно все, что в себе находит? И даже если кто-то готов, пусть он вспомнит, что закрепление без понимания – это как выпечка без дрожжей – нечто почти не поддающееся позднейшему исправлению.
Во время закрепления устанавливается ход будущей жизни и работы человека. Все его природные способности и приобретенные интересы, все, что он действительно изучил и чем овладел, его собственное понимание и даже его собственные истинные удовольствия – все участвует в этом. Все это должно сойтись вместе и соединиться с теми общими отношениями и убеждениями, которые он закрепляет, показывая линию работы в будущем и даже, может быть, некоторые связанные с ней внешние события и сцены.
По окончании испытания ученик знает без вопросов и навсегда, что он такое, во что он верит и что должен делать. Это не значит, что идеи при своем закреплении как-то ограничили его; это означает, что в нем установлены некоторые основные идеалы и отношения, от которых он никогда не сможет отойти, и на которых его понимание в будущем будет расти бесконечно...
Насколько нам известно в настоящее время, разрушение старой личности и имплантация сознательной души составляют всю работу школ.
Tags: 4 путь, гурджиев, родни коллин, успенский
Subscribe

  • Субуд

    Субуд - это интересное и странное явление. Попытки описать это как некую "исламскую секту" или "новую религию" всегда…

  • Патерсон

    Новый (2016) фильм Джима Джармуша. Описание здесь. А поскольку уже украли и выложили, погуглите по названию, все найдете. Я не знаю, насколько…

  • Аква Вита-2

    Дуб разлапыми руками ухватил небо, притянул небо за облако. Соседи от дуба расступились, окружили кругом - в поляне по колено дуб стоял. Мимо шел…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Субуд

    Субуд - это интересное и странное явление. Попытки описать это как некую "исламскую секту" или "новую религию" всегда…

  • Патерсон

    Новый (2016) фильм Джима Джармуша. Описание здесь. А поскольку уже украли и выложили, погуглите по названию, все найдете. Я не знаю, насколько…

  • Аква Вита-2

    Дуб разлапыми руками ухватил небо, притянул небо за облако. Соседи от дуба расступились, окружили кругом - в поляне по колено дуб стоял. Мимо шел…