Мамонтий и лев его


Previous Entry Share Next Entry
Киндзадзадзадза...
mmnt
1 декабря 2016 Google сменил заставку (для русскоязычной версии вероятно):



Удивительно такое внимание к фильму хотя и забавному, но без примет эпохальности и особенного масштаба. Я бы даже не стал называть его "культовым". Появился он прежде времени, 1 декабря 1986г. Через пару лет такое начнут печатать на всех студиях помирающего Союза Нерушимых в товарном количестве. После это превратится в поток типичной "постсоветской чернухи". Где советские люди, лишенные ориентации (во всех смыслах, включая сексуальный) устроят кинопад на тему "пиратов 20 века", и олицетворением явится табло артиста Кокшенова, который изображает то бандита, то интеллигента под кайфом, а то и трансвестита. "КПСС нет, значит все можно".



Мне всегда казалась странной взаимосвязь между "все можно" и "КПСС" (заменившей в лозунге Господа Бога из прежних инкарнаций высшей силы). Наличие Бога в обязательных для отчетности храмах не помешало в свое время Раскольникову прибить старушку. И нагнал его позднее, на каторге, вовсе не обязательный Бог из катехизиса. Он сам себя нагнал и судил. Потому что Бог всегда есть, независимо от КПСС и справки о причастии. Для русского (или хотя бы - человека русской культуры) это понятно на досознательном уровне. Последний русский душегуб-убийца ЗНАЕТ - чье мясо он ел и почему он урод и грешник.

Совсем не то с "новиопами" - русскоязычными номенклатурными образованцами сложной этничности. Кин-дза-дза - это типично новиопский продукт. Люди сняли кино "для русских" как умели - а русские (как ДЕГ любил выражаться) "только глазами хлопали". Там советский прораб живет на Калининском проспекте, возле булочной встречает грузинского юношу с чужой скрипкой (скрипку по пьяни забыл некий новиоп в Батуми, юноша скрипку везет бескорыстно доставить взад, сам в Иваново учится непонятно на кого,"в МГИМО не взяли"). Великолепный эпизод:



- Ты КТО?
Русский прораб отвечает, как учили:
- Я пришелец-прораб.
Грузинский студент отвечает тоже по-писанному:
- Я грузин.

Это и есть итог "советской национальной политики". Грузин (вместе с эстонцами, армянами, узбеками) про себя все понимает правильно (Данелия кстати грузин). А странное многомиллионное тушло без самоидентификации - это "прорабы". И "инопланетяне" тоже. Что они тут делают, на что претендуют? "Прораб" - это должность. Закрыли "предприятие" - нет и "прораба". Он никто, звать никак. "Дядя Вова".

Проблема что фактура противоречит. Это не "дядявова". Это русский Клинт Иствуд, которому приставили пистолет к ойцам, но он знает прикуп и выход:



И кстати по итогу выход находит, возвращается. Обратно делается дядейвовой, советским прорабом-пришельцем.

Первыми тему вскрыли Балабанов и Бодров в Брат-1. Оба нынче далеко. Но тема никуда не делась.

Так выпьем же за новиопа Данелию, рассказавшего нам больше, чем нам положено знать. *чокается с монитором*




  • 1
> Грузин (вместе с эстонцами, армянами, узбеками) про себя все понимает правильно (Данелия кстати грузин).

С Данелией сложнее, он, насколько я понимаю, обрусевший московский мегрел.

Это не помешало обрусевшему мингрелу снять "Мимино".

Вообще это традиционно для советских новиопов - выводить второй-третьей фигурой в сюжете типичного национала той нации, откуда он сам "обрусел". Есть такой Анатолий Ким, этнический кореец, но великолепный русский писатель. У него непременно какой-нибудь кореец фигурирует. У Стругацких Изя Кацман. У Данелии вот грузинский студент со скрипкой. Все эти персонажи важные, но не первые. Отрабатывают подавленное национальное чувство навиопа. Но само чувство есть. Поэтому и прорывается.


Помнится, то ли мне, то ли ещё кому (уже и забыл) пришла мысль, что Дядя Вова - это отец Коли Герасимова из "Прекрасного далёка". По фильму, скорее всего, Коля рос только с мамой, но биологический отец у него всё-таки был.

А по тексту, я анекдот вспомнил, про советский интернациональный оркестр, который объявляли: Тарасюк, Украина; Кипаридзе, Грузия;... Рабинович, виолончель.

Дядя Вова - классический советский человек, образец типа. Бережно прописаны все тонкие движения души, все фобии. Все по канону, вслед за Брильянтовой рукой. Только это не "Семен Семеныч" - потому что на дворе уже 80-е, а не 60-е. После Афгана какой "Семен Семеныч"?
Начали писать сценарий за здравие, а кончили неожиданно для себя. Эпоха ушла.

  • 1
?

Log in